Архивы

1987

1988

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

© 2018 Фестиваль туристов-парусников "Обское море".  Kulik V.

Статья Анатолия Кулика о первой регате

Первая туристическая парусная регата в Сибири.

С 27 июня по 5 июля 1987 года на Обском море (Новосибирском водохранилище) состоялись открытые областные соревнования по технике парусного туризма на разборных судах. Соревнования были организованы секцией парусного туризма Новосибирского городского Клуба туристов при поддержке областным Советом по туризму и экскурсиям и городским Центром организации свободного времени молодежи ОК ВЛКСМ.  В программе соревнований, помимо традиционных гонок по замкнутой дистанции было запланировано проведение семидневного двухсоткилометрового ралли Новосибирск-Ордынское-Новосибирск, которое, как мы рассчитывали, даст истинную оценку участникам и их судам, а также привлечет к соревнованиям иногородних туристов. Последнее для нас было немаловажным, ведь наша секция пока малочисленна, объединяет всего немногим более десятка энтузиастов, имеющих самостоятельно построенные разборные туристские суда. Встреча с туристами-парусниками других городов стала для нас насущной необходимостью. По предварительной переписке мы ожидали в гости 16 судов из Барнаула, Ташкента, Москвы, но приехали лишь барнаульцы с пятью судами: три «Альбатроса» и два катамарана на базе байдарок «Таймень» с парусностью по 15 кв.м.

        От Новосибирска приняли участие всего 6 судов: тримаран «Фрези Гранд-5», тримаран на базе байдарки «Салют» вооруженный шлюпом 10 кв.м, катамаран «Винни-Пух» - 8 кв.м, швертбот «Мева» и два легких катамарана со «стрижами» по 5 кв.м.

        Большой интерес у всех вызвал тримаран «Фрези Гранд-5»: центральный корпус длиной 6,7 м собирается из пяти автономных стеклопластиковых секций, которые при транспортировке укладываются одна в другую «матрешкой», аутригеры надувные по 420 литров, мачта установлена на треноге из труб, образующих каркас рубки-убежища, вооружение – пирамидальное: два паруса по 9 кв.м. растянуты по трем шкаторинам тросами. Тримаран был сконструирован и построен в прошлом году Г.Пикаловым, В.Левиным и автором, предназначен для автономных длительных походов по водохранилищам и озерам.

        Еще один вариант пирамидального парусного вооружения был представлен С.Еременко. С целью снижения индуктивных потерь нижняя шкаторина выполнена поднятой и является одновременно и задней. Все шкаторины жестко растянуты по тросам, что практически устраняет индуктивные потери парусов.  При равной с «Альбатросом» площади парусов, но сделанных из сатина (для платьев, с изображением Винни-Пуха), и меньшей на 70 см длине поплавков, этот катамаран лишь немногим уступал «Альбатросу» в скорости, что позволяет сделать вывод об эффективности самой идеи такого парусного вооружения.

         Байдарочные катамараны барнаульцев отличались оригинальностью силовых схем – все нагрузки  от парусов испытывал силовой каркас, то есть байдарки были использованы не более как используются надувные поплавки в катамаранах; конструкции показали высокую надежность – три года эксплуатации в различных ветро-волновых условиях без серьезных поломок.

        Соревнования проходили на левом берегу Новосибирского водохранилища, в 5 км от плотины ГЭС. Противоположный берег едва просматривался трубами промышленных предприятий Бердска, а справа на 90 градусов был чистый горизонт. Судоходный форватер проходил под противоположным берегом. Пологий песчаный пляж обеспечивал удобный старт и финиш. В 50 метрах от воды начинался сосновый бор. По общему мнению, место для соревнований выбрано было очень удачно.

        В субботу и воскресенье (27-28 июня) были проведены одна длинная (18 км) и 6 коротких (по 2-3 км) гонок при слабых ветрах силой 2-3 балла. Старт давался с берега, после переклички рулевых, а финиш – по пересечению финишного створа. Суда на классы не разделялись ввиду их малочисленности, а был введен гандикапный коэффициент, зависящий от парусности судна и численности экипажа.

        Основная борьба шла между командами города Барнаула НПО АНИТИМ (катамараны 15 кв.м) и Дворца Пионеров («Альбатросами»). Организаторы соревнований были в аутсайдерах.

        Надежда, гордость и краса новосибирских туристов – тримаран «Фрези Гранд-5» не оправдал надежд: в первый день соревнований появилась течь в секции швертового колодца; со 150л обской воды и имея четырех человек на борту он уже не доставал байдарочные катамараны, а во второй день соревнований он получил трещину в центральной секции и с 300 литрами водяного баластаеще соперничал с «Альбатросами», но был снят с соревнований техкомиссией. Экипаж тримарана проявил волю и находчивость и в течении дня из частей тримарана собрал стаксельный катамаран, который окрестили «Ну-и-ну и-2»(в унисон с известным плотом Эрика Бишопа «Таити-Нуи-2», сделанного из останков плота «Таити-Нуи»).

        Старт 200 километровому ралли был дан 29 июня в 2 часа дня при полном штиле под палящим солнцем. Через час потянуло и всем стало ясно, что будет гроза. Еще через час налетел первый шквал, а минут через 20 ветер свистел в вантах, сверху низвергались потоки воды с градом, отдельные волны доходили высотой до 1 метра, появились разводья пены. Все суда выскочили на берег, серьезных поломок не было. Через час дождь кончился, ветер поутих и в этот день вся флотилия успешно достигла первых островов, удавшись от города почти на 30 км.

        Ралли не предвещало острой борьбы. Через несколько минут после старта суда однозначно выстраивались в цепочку: первыми, с большим отрывом, шли байдарочные катамараны, потом «Альбатросы», «Винни-Пух», «Мева» и замыкали новосибирские мини-катамараны. По согласию с участниками, организаторы решили не продолжать 200 километровую гонку; был выбран большой живописный остров, поросший соснами, с внутренней, защищенной от всех ветров лагуной, где вода успела прогреться до 22-24 градусов, и в районе острова проведены соревнования на монотипах «Альбатрос» по олимпийской системе (из трех стартовавших выбывал последний) и гонки с пересадками на всех судах-участниках ралли. Такая программа способствовала более тесному общению, обмену опытом, выявлению мастерства туристских экипажей и лучшему знакомству всех с представленными конструкциями туристских парусных судов что и являлось главной целью соревнований.

        На этом этапе соревнований выявились лучшие рулевые: Б.Накрохин (г.Новосибирск) – 1 место,  Б.Полунин (г.Барнаул) – 2 место и В.Мочуговский (г.Москва), приехавший на соревнования по приглашению организаторов для обмена опытом и судейства соревнований.

        По общему мнению всех участников – соревнования удались. Они не остались незамеченными туристской общественностью Новосибирска, стали мощным толчком для развития этого технического красивого и спортивного вида туризма в нашем городе. Мы получили «право на существование» в областной федерации туризма. «Лед тронулся…»  - знаменитым восклицанием «великого комбинатора» Остапа Бендера хочется закончить нашу информационную заметку.

        Пользуясь случаем, приглашаем всех туристов-парусников принять участие в соревнованиях на Обском море в июле 1988 года. Будем рады и представителям заводов-изготовителей туристских парусных судов. Два дня гонок и семидневное двухсоткилометровое ралли дадут истинную оценку и туристским судам и их экипажам.

 

Председатель секции парусного туризма НГКТ, главный судья соревнований

Кулик А.П.